24 июня — День апостола Варфоломея.

sv_apostol_vartolomej Святой апостол Варфоломей.

Свя­той апо­стол Вар­фо­ло­мей был один из чис­ла две­на­дца­ти апо­сто­лов Хри­сто­вых. По при­ня­тии Свя­то­го Ду­ха, со­шед­ше­го на апо­сто­лов в ви­де ог­нен­ных язы­ков, свя­то­му Вар­фо­ло­мею вы­пал жре­бий, вме­сте с апо­сто­лом Филип­пом, ид­ти на про­по­ведь Еван­ге­лия в Си­рию и в Ма­лую Азию. Ту­да они оба и от­пра­ви­лись – то про­по­ве­дуя вме­сте, то рас­хо­дясь от­дель­но по раз­ным го­ро­дам, то вновь схо­дясь и при­во­дя лю­дей ко спа­се­нию через ве­ру в Иису­са Хри­ста.

Про­по­ве­дуя Еван­ге­лие в Ма­лой Азии, свя­той Филипп на неко­то­рое вре­мя от­де­лил­ся от свя­то­го Вар­фо­ло­мея и об­ра­щал ко Хри­сту ди­ких и непо­кор­ных жи­те­лей Ли­дии и Ми­зии. В это вре­мя свя­то­му Вар­фо­ло­мею, про­по­ве­до­вав­ше­му Хри­ста в со­сед­них го­ро­дах, бы­ло по­ве­ле­ние от Гос­по­да ид­ти на по­мощь ко свя­то­му Филип­пу. При­со­еди­нясь к нему, свя­той Вар­фо­ло­мей вме­сте с ним еди­но­душ­но под­ви­зал­ся в апо­столь­ских тру­дах и по­дви­гах. За Филип­пом сле­до­ва­ла еще и сест­ра его – де­ви­ца Ма­ри­ам­на, и все вме­сте они ста­ли слу­жить де­лу спа­се­ния ро­да че­ло­ве­че­ско­го. Про­хо­дя го­ро­да Си­рии и Ми­зии и бла­го­вест­вуя Сло­во Бо­жие, они пре­тер­пе­ва­ли от невер­ных мно­гие на­па­сти, би­е­ние и скор­би, бы­ли за­клю­че­ны в тем­ни­цы, из­би­ва­е­мые кам­ня­ми, но, несмот­ря на все го­не­ния, бла­го­да­тью Бо­жи­ею оста­ва­лись жи­вы для пред­сто­я­щих тру­дов по рас­про­стра­не­нию ве­ры Хри­сто­вой.

В од­ном из ли­дий­ских се­ле­ний они встре­ти­ли воз­люб­лен­но­го уче­ни­ка Хри­сто­ва свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва и вме­сте с ним от­пра­ви­лись в стра­ну Фри­гий­скую. Вой­дя в го­род Иера­поль, они про­по­ве­до­ва­ли там Хри­ста. Этот го­род был пе­ре­пол­нен идо­ла­ми, ко­то­рым по­кло­ня­лись все его жи­те­ли; меж­ду дру­ги­ми лож­ны­ми бо­же­ства­ми бы­ла там од­на гро­мад­ная ехид­на, для ко­то­рой был по­стро­ен осо­бый храм; ту­да ей при­но­си­ли пи­щу и со­вер­ша­ли мно­го­чис­лен­ные и раз­но­об­раз­ные жерт­во­при­но­ше­ния; безум­цы по­чи­та­ли так­же и дру­гих га­дов и ехидн. Свя­той Филипп преж­де все­го вме­сте с сво­ей сест­рой во­ору­жил­ся мо­лит­вой на ехид­ну, в чем по­мо­гал им и свя­той Иоанн Бо­го­слов, ко­то­рый был в то вре­мя с ни­ми. Все они вме­сте мо­лит­вой, как бы ко­пьем, по­бе­ди­ли ту ехид­ну и си­лой Хри­сто­вой умерт­ви­ли ее. По­сле се­го Иоанн Бо­го­слов раз­лу­чил­ся с ни­ми, предо­ста­вив им Иера­поль для про­по­ве­да­ния сло­ва Бо­жия, а сам по­шел в дру­гие го­ро­да, рас­про­стра­няя по­всю­ду свя­тое бла­го­вест­во­ва­ние. Свя­той же Филипп с Вар­фо­ло­ме­ем и Ма­ри­ам­ной оста­ва­лись в Иера­по­ле, усерд­но ста­ра­ясь уни­что­жить мрак идо­ло­по­клон­ства, дабы вос­си­ял на за­блуд­ших свет по­зна­ния ис­ти­ны; над этим они и тру­ди­лись день и ночь, уча невер­ных сло­ву Бо­жию, вра­зум­ляя нера­зум­ных и на­прав­ляя за­блуд­ших на путь ис­тин­ный.

В том го­ро­де жил один че­ло­век, по име­ни Ста­хий, быв­ший сле­пым уже со­рок лет. Свя­тые апо­сто­лы си­лой мо­лит­вы про­све­ти­ли его те­лес­ные очи, а про­по­ве­дью Хри­сто­вой про­све­ти­ли его ду­шев­ную сле­по­ту. Кре­стив Ста­хия, свя­тые пре­бы­ва­ли в его до­ме. И про­нес­лась по все­му го­ро­ду мол­ва, что сле­пой Ста­хий про­зрел. К его до­му ста­ли со­би­рать­ся тол­пы на­ро­да. Свя­тые апо­сто­лы по­уча­ли всех сте­кав­ших­ся к ним ве­ре во Хри­ста Иису­са. При­но­си­ли ту­да и мно­гих боль­ных, и всех свя­тые апо­сто­лы ис­це­ля­ли мо­лит­вой и из­го­ня­ли бе­сов, так что боль­шое чис­ло лю­дей уве­ро­ва­ло во Хри­ста и кре­сти­лось. Же­на на­чаль­ни­ка то­го го­ро­да, по име­ни Ни­ка­но­ра, бы­ла уку­ше­на зме­ей и ле­жа­ла боль­ная при смер­ти. Услы­хав о свя­тых апо­сто­лах, на­хо­див­ших­ся в до­ме Ста­хия, что они од­ним сло­вом ис­це­ля­ют вся­кие бо­лез­ни, она в от­сут­ствие сво­е­го му­жа по­ве­ле­ла ра­бам сво­им от­не­сти се­бя к ним и по­лу­чи­ла двой­ное ис­це­ле­ние: те­лес­ное – от уку­ше­ния змеи и ду­шев­ное – от бе­сов­ско­го обо­льще­ния, ибо, на­учен­ная свя­ты­ми апо­сто­ла­ми, уве­ро­ва­ла во Хри­ста. Ко­гда гра­до­на­чаль­ник вер­нул­ся до­мой, ра­бы пе­ре­да­ли ему, что же­на его от ка­ких-то чу­же­стран­цев, про­жи­ва­ю­щих в до­ме Ста­хия, на­уче­на ве­ро­вать во Хри­ста. Страш­но раз­гне­вав­шись, Ни­ка­нор по­ве­лел тот­час же схва­тить апо­сто­лов, дом же Ста­хи­ев сжечь, – что и бы­ло ис­пол­не­но. Со­бра­лось мно­же­ство на­ро­да – и свя­тых апо­сто­лов Филип­па, Вар­фо­ло­мея, а так­же и свя­тую де­ву Ма­ри­ам­ну с по­бо­я­ми по­влек­ли по го­ро­ду, по­ру­га­ясь над ни­ми, и, на­ко­нец, бро­си­ли в тем­ни­цу. По­сле это­го, на­чаль­ник го­ро­да вос­сел на су­дей­ское ме­сто су­дить про­по­вед­ни­ков Хри­сто­вых: и со­бра­лись к нему все жре­цы идоль­ские и жре­цы по­гиб­шей ехид­ны, при­но­ся жа­ло­бы на свя­тых апо­сто­лов и го­во­ря: «На­чаль­ник! Ото­мсти за бес­че­стие бо­гов на­ших, так как с тех пор, как по­яви­лись эти чу­же­стран­цы, в на­шем го­ро­де за­пу­сте­ли ал­та­ри ве­ли­ких бо­гов на­ших, и на­род за­бы­ва­ет при­но­сить им обыч­ные жерт­вы, зна­ме­ни­тая на­ша бо­ги­ня-ехид­на по­гиб­ла, и весь го­род на­пол­нил­ся без­за­ко­ни­ем. Умерт­ви этих волх­вов!»

То­гда на­чаль­ник го­ро­да ве­лел снять одеж­ду со свя­то­го Филип­па, ду­мая, что в ней за­клю­ча­ют­ся ча­ры кол­дов­ства, но, сняв с него одеж­ду, ни­че­го не на­шли. Так же по­сту­пи­ли и со свя­тым Вар­фо­ло­ме­ем, – и в его одеж­дах не на­шли ни­че­го. Ко­гда же они с тем же на­ме­ре­ни­ем при­бли­зи­лись к Ма­ри­амне, чтобы снять одеж­ду и об­на­жить ее де­ви­че­ское те­ло, вне­зап­но она в гла­зах их пре­вра­ти­лась в ог­нен­ный пла­мень, и нече­стив­цы со стра­хом от­бе­жа­ли от нее. Свя­тые апо­сто­лы осуж­де­ны бы­ли пра­ви­те­лем на рас­пя­тие.

Пер­вым по­стра­дал свя­той Филипп. Про­свер­лив сту­пе­ни ног его и про­дев в них ве­рев­ки, му­чи­те­ли рас­пя­ли его на кре­сте вниз го­ло­вой пе­ред две­ря­ми ка­пи­ща ехид­ны и в то же вре­мя ки­да­ли в него кам­ня­ми. За­тем они рас­пя­ли свя­то­го Вар­фо­ло­мея у сте­ны хра­ма. И вне­зап­но сде­ла­лось ве­ли­кое зем­ле­тря­се­ние: зем­ля раз­верз­лась и по­гло­ти­ла гра­до­на­чаль­ни­ка со все­ми жре­ца­ми и мно­же­ством неве­ру­ю­щих. Все остав­ши­е­ся в жи­вых – и ве­ру­ю­щие, и языч­ни­ки – при­шли в ве­ли­кий страх и с ры­да­ни­я­ми про­си­ли свя­тых апо­сто­лов сжа­лить­ся над ни­ми и умо­лить Еди­но­го Ис­тин­но­го Бо­га сво­е­го, чтобы зем­ля не по­гло­ти­ла их так же, как и тех. По­спеш­но бро­си­лись сни­мать с кре­стов рас­пя­тых апо­сто­лов. Свя­той Вар­фо­ло­мей был по­ве­шен невы­со­ко, и его ско­ро сня­ли. Но Филип­па не мог­ли ско­ро снять со кре­ста, по­то­му что он был по­ве­шен вы­со­ко и осо­бен­но по­то­му, что на это бы­ло осо­бен­ное про­из­во­ле­ние Бо­жие, дабы апо­стол Его через эти стра­да­ния и крест­ную смерть пе­ре­шел от зем­ли на небо, ку­да всю жизнь об­ра­ще­ны бы­ли сто­пы его. Ви­ся та­ким об­ра­зом, свя­той Филипп мо­лил­ся Бо­гу за вра­гов сво­их, чтобы Гос­подь от­пу­стил им гре­хи их и про­све­тил ра­зум их к по­зна­нию ис­ти­ны. Гос­подь пре­кло­нил­ся к мо­ле­нию его и тот­час по­ве­лел зем­ле ис­торг­нуть жи­вы­ми по­гло­щен­ные ею жерт­вы, за ис­клю­че­ни­ем гра­до­на­чаль­ни­ка и жре­цов ехид­ны. То­гда все гром­ким го­ло­сом ис­по­ве­да­ли и про­сла­ви­ли си­лу Хри­сто­ву, изъ­яв­ляя же­ла­ние кре­стить­ся. Ко­гда хо­те­ли снять со кре­ста свя­то­го Филип­па, то уви­де­ли, что он уже пре­дал Бо­гу свя­тую ду­шу свою, и сня­ли его мерт­вым. Род­ная сест­ра его, свя­тая Ма­ри­ам­на, все вре­мя смот­рев­шая на стра­да­ние и смерть бра­та сво­е­го Филип­па, с лю­бо­вью об­ни­ма­ла и ло­бы­за­ла сня­тое с де­ре­ва те­ло его и ра­до­ва­лась, что Филипп спо­до­бил­ся по­стра­дать за Хри­ста. Свя­той Вар­фо­ло­мей со­вер­шил над все­ми уве­ро­вав­ши­ми в Гос­по­да кре­ще­ние и по­ста­вил им епи­ско­пом Ста­хия. Но­во­об­ра­щен­ные с че­стью по­хо­ро­ни­ли те­ло свя­то­го апо­сто­ла Филип­па. На том ме­сте, где ис­тек­ла кровь свя­то­го апо­сто­ла, про­из­рос­ла в три дня ви­но­град­ная ло­за в зна­ме­ние то­го, что свя­той Филипп за про­ли­тую свою кровь во имя Хри­ста на­сла­жда­ет­ся веч­ным бла­жен­ством с Гос­по­дом сво­им во Цар­ствии Его.

По­сле по­гре­бе­ния апо­сто­ла Филип­па свя­той Вар­фо­ло­мей с бла­жен­ной де­вой Ма­ри­ам­ной про­бы­ли несколь­ко дней в Иера­по­ле, утвер­ждая в ве­ре Хри­сто­вой вновь ос­но­ван­ную цер­ковь, а за­тем от­пра­ви­лись каж­дый в свой путь. Свя­тая Ма­ри­ам­на на­пра­ви­лась в Ли­ка­о­нию и здесь сре­ди успеш­но­го бла­го­вест­во­ва­ния сло­ва Бо­жия мир­но пре­ста­ви­лась ко Гос­по­ду. А свя­той апо­стол Вар­фо­ло­мей от­пра­вил­ся в ин­дий­ские стра­ны, где и про­был до­воль­но про­дол­жи­тель­ное вре­мя, тру­дясь в бла­го­ве­стии Иису­са Хри­ста, про­хо­дя по го­ро­дам и се­ле­ни­ям и ис­це­ляя бо­ля­щих Его име­нем. По­све­тив сво­ей про­по­ве­дью мно­гих из языч­ни­ков и устро­ив церк­ви, он пе­ре­вел на их язык Еван­ге­лие от Мат­фея, ко­то­рое но­сил с со­бой, и пе­ре­дал им. У них же он оста­вил Еван­ге­лие, на­пи­сан­ное на ев­рей­ском язы­ке, ко­то­рое по про­ше­ствии ста лет и бы­ло при­не­се­но в Алек­сан­дрию Пан­те­ном, фило­со­фом хри­сти­ан­ским. Из Ин­дии свя­той Вар­фо­ло­мей от­пра­вил­ся в Ве­ли­кую Ар­ме­нию. При его по­яв­ле­нии здесь идо­лы или, луч­ше ска­зать, бе­сы, оби­тав­шие в идо­лах, умолк­ли, гром­ко про­кри­чав по­след­ние сло­ва, что Вар­фо­ло­мей их му­чит и ско­ро из­го­нит. И дей­стви­тель­но, не толь­ко из идо­лов, но и из лю­дей из­го­ня­лись нечи­стые ду­хи при од­ном уже при­бли­же­нии апо­сто­ла; и ра­ди это­го мно­гие об­ра­ща­лись ко Хри­сту.

У ца­ря той стра­ны По­ли­мия бы­ла бес­но­ва­тая дочь, уста­ми ко­то­рой бес взы­вал: «Вар­фо­ло­мей, и от­сю­да го­нишь ты нас!» Царь, услы­шав об этом, при­ка­зал немед­лен­но най­ти Вар­фо­ло­мея; и ко­гда апо­стол Хри­стов при­шел к бес­ну­ю­щей­ся, бес тот­час бе­жал от нее, и ца­рев­на по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние. По­сле это­го царь, же­лая от­бла­го­да­рить свя­то­го, по­слал к нему вер­блю­дов, на­вью­чен­ных зо­ло­том, се­реб­ром, жем­чу­гом и дру­ги­ми дра­го­цен­ны­ми да­ра­ми. Апо­стол же, ис­пол­нен­ный ни­ще­ты ду­хов­ной, ни­че­го из при­слан­но­го не оста­вил у се­бя, ото­слав все об­рат­но к ца­рю со сло­ва­ми: «Я не эти ве­щи при­об­ре­таю, а ищу душ че­ло­ве­че­ских, и ес­ли при­об­ре­ту их и вве­ду в небес­ные се­ле­ния, то яв­люсь ве­ли­ким куп­цом пе­ред Гос­по­дом». Царь По­ли­мий, уми­лив­шись та­ки­ми сло­ва­ми, уве­ро­вал во Хри­ста со всем сво­им до­мом, при­нял кре­ще­ние от са­мо­го свя­то­го апо­сто­ла вме­сте с ца­ри­цей и ис­це­лив­шей­ся до­че­рью сво­ей и со мно­же­ством вель­мож и ве­ли­ким чис­лом лю­дей из на­ро­да: ибо до де­ся­ти го­ро­дов и боль­ше при­ня­ли то­гда, по при­ме­ру ца­ря, Свя­тое Кре­ще­ние.

При ви­де это­го идоль­ские жре­цы воз­не­го­до­ва­ли на свя­то­го апо­сто­ла, тяж­ко пе­ча­лясь о том, что их бо­ги уни­что­жа­лись, идо­ло­слу­же­ние ис­че­за­ло и ка­пи­ща их, от­ку­да они по­лу­ча­ли про­пи­та­ние, при­хо­ди­ли в за­пу­сте­ние. При­сту­пив к бра­ту ца­ря – Асти­а­гу, они на­учи­ли его по­гу­бить Вар­фо­ло­мея и ото­мстить ему за оби­ды их бо­гов. Тот же, улу­чив удоб­ное вре­мя, схва­тил свя­то­го апо­сто­ла и в го­ро­де Аль­бане рас­пял его на кре­сте го­ло­вой вниз. Свя­той же апо­стол с ра­до­стью стра­дал за Хри­ста и, ви­ся на кре­сте, не пе­ре­ста­вал воз­ве­щать Сло­во Бо­жие; ве­ру­ю­щих он утвер­ждал в ве­ре, неве­ру­ю­щих же уве­ще­вал по­знать ис­ти­ну и от тьмы бе­сов­ской об­ра­тить­ся к све­ту Хри­сто­ву. Это­го не мог слы­шать му­чи­тель и ве­лел с апо­сто­ла со­драть ко­жу, свя­той же, с ве­ли­ким тер­пе­ни­ем пе­ре­но­ся эти му­че­ния, не умол­кал, по­учая всех о Бо­ге и воз­но­ся сла­во­сло­вия Ему. На­ко­нец, му­чи­тель по­ве­лел вме­сте с ко­жей усечь и гла­ву свя­то­го Вар­фо­ло­мея. То­гда умолк­ли его бо­го­гла­го­ли­вые уста, те­ло же, ко­гда бы­ла от­ня­та от него го­ло­ва, оста­лось ви­сеть на кре­сте, имея но­ги, об­ра­щен­ные квер­ху, как бы по­ка­зы­вая тем ше­ствие апо­сто­ла к небу. Так скон­чал­ся апо­стол Хри­стов Вар­фо­ло­мей, по­сле мно­гих бо­лез­ней и тру­дов пе­рей­дя в без­бо­лез­нен­ный по­кой, в ра­дость Гос­по­да сво­е­го. Быв­шие при кон­чине свя­то­го апо­сто­ла ве­ру­ю­щие, сняв с кре­ста его те­ло, гла­ву и ко­жу, по­ло­жи­ли их в оло­вян­ную ра­ку и пре­да­ли по­гре­бе­нию в том же го­ро­де, Ал­бане, что в Ве­ли­кой Ар­ме­нии. И по­да­ва­лись от мо­щей апо­столь­ских чу­дес­ные ис­це­ле­ния бо­ля­щим, ра­ди че­го мно­гие из неве­ру­ю­щих об­ра­ща­лись ко Хри­сто­вой Церк­ви.

3004219aln

Оловянная рака со святыми мощами апостола Варфоломея.

Спу­стя до­воль­но про­дол­жи­тель­ное вре­мя же­сто­кие го­ни­те­ли, овла­дев­шие той стра­ной, по­мра­чен­ные идо­ло­бе­си­ем, слы­ша от дру­гих и са­ми ви­дя чу­де­са, со­вер­шав­ши­е­ся от мо­щей свя­то­го, не же­лая по­знать Бо­жию си­лу, взя­ли те свя­тые мо­щи в оло­вян­ной ра­ке и вверг­ли их в мо­ре. Оло­вян­ная же ра­ка, плы­вя по во­де по­доб­но лег­кой ла­дье, при­ста­ла к ост­ро­ву Ли­па­ру. Та­мош­ний епи­скоп Ага­фон, узнав по от­кро­ве­нию во сне о том, что к их ост­ро­ву при­плы­ли свя­тые мо­щи, вы­шел с кли­ром и со всем на­ро­дом на бе­рег мо­ря. Уви­дав мо­щи свя­то­го апо­сто­ла, епи­скоп и все при­шед­шие силь­но уди­ви­лись, как оло­вян­ная ра­ка не по­то­ну­ла в во­де, но лег­че лод­ки про­плы­ла столь да­ле­кий мор­ской путь. И все про­сла­ви­ли Бо­га, тво­ря­ще­го столь див­ные и чуд­ные де­ла Свои. Взяв ра­ку со свя­ты­ми мо­ща­ми, они с ве­ли­кой ра­до­стью пе­ре­нес­ли ее с псал­мо­пе­ни­я­ми в свою цер­ковь.

(по материалам сайта «Искомое.ру»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *